Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:
Очень правильное (как всегда) наблюдение nekto:
А почему так культ Че Гевары раскручивают? Если мыслить конспирологически, конечно (я по-другому не умею).
Потому что он прекрасный пример неэффективного революционера.
Типа, погарцевал романтично, ничего не сделал и изящно погиб.
"Остался честным парнем"
Специально упор делают на беспонтовой конголезско-боливийской эпопее, хотя могли бы на взятии Гаваны (что заслуга, действительно).
Приучают к мысли, что революция дело красивое, но безнадёжное.
Или партийным скотом становится, или в бурю, в гибель, ля-ля тра-ля-ля...

Собственно, это очень известный ход мысли. "Ах, у тебя есть Высокая Идея, За Которую Можно Умереть? Так умри же за неё, и тем самым докажи, что ты честный..." (про себя добавляется - "...мудак").

Засада тут в идее "умереть". В принципе, Великие Идеи требуют человеческих жертв (как и всё остальное: жизнь вообще состоит из жертв, добровольных или не очень), но требуют их в строго оговоренных обстоятельствах, среди которых, как правило, отсутствует такое обстоятельство как "смерть ради доказательства чистоты своих помыслов ехидным недоброжелателям".

Если же такой пункт в Великой Идее содержится - в особенности если добровольное мученичество сторонников Идеи поощряется как хороший способ пропаганды оной - то это, скорее всего, Сомнительная Идея.

Ибо людей можно использовать по-разному (в частности, делать из них гвозди или там затыкать ими амбразуры), но переводить их на рекламные листки - это всё-таки нехорошо. Даже не в моральном смысле, а в самом практическом. Если уж подобные средства пропаганды применяются сознательно и систематически - значит, "взять больше нечем". То есть иных достоинств за Идеей, кроме того, что за неё "кровью плачено", нет. "Ну и зачем тогда всё?"

Сказанное не отменяет того, что жертвы, если уж они случились, могут и должны быть использованы в интересах Идеи по полной - да, в том числе и в качестве рекламных листков. Никакого "неуважения к жертвам" в этом нет - напротив, это, скорее, форма признания их заслуг. "Раньше по врагу били они - теперь будем бить ими". Хотя бы "их именами".

Однако, категорически нельзя этого делать (или даже желать!) специально. Ну представьте себе раннехристианского епископа, который, потирая руки, рассуждает: "Сегодня ещё троих наших затравили львами... отличный информационный повод". Картинка "не лезет во ум". И дело не в том, что это гадливо и тьфу, а в том, что такого не было. Было другое - например, искреннее радование, что мученик "наверное уж у Бога удостоился". У Аввакума, например, сказано про сожжённых единоверцев - "славное жаркое уготовали гонители Господу!" Для светского сознания звучит страшненько*, но, учитывая имено веру - всё "по-человечески очень понятно". И таки да, потом мартиролог использовался в том числе и для пропагандистских целей. Но - потом.

___________________
* Хотя, если вдуматься, светско-атеистическое отношение к смерти куда более страшно, если его "по-настоящему продумать".

)(
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments