...опасность мировой войны исчезнет в тот день, когда дела в России примут такой оборот, что русский народ сможет поставить крест над традиционной завоевательной политикой своих царей и вместо фантазий о мировом господстве заняться своими собственными жизненными интересами внутри страны, интересами, которым угрожает крайняя опасность...
...Русское Национальное собрание, которое захочет справиться хотя бы с самыми неотложными внутренними задачами, должно будет решительно положить конец всяким стремлениям к новым завоеваниям.
Любопытно, что риторика практически не меняется. Я очень хорошо помню это знаменитое: "прежде чем к другим лезть, свои дела бы сделали". "Нам не в космос ракеты запускать надо, и не Восточную Европу порабощать, а заняться своим садом, своими грязными сортирами, своими заброшенными домашними делами".
На самом деле вся хитрость в том, что достичь "упоительного благополучия" у себя дома можно только путём внешней экспансии. И дело даже не в том, что Европа поднялась на колониях, поимев и ограбив весь мир. В конце концов, они не с этого начинали. Тут другое. Именно потребности внешней экспансии заставляет "наконец, навести порядок у себя дома".
Это, в принципе, очень логично. Товары "на экспорт" всегда делаются лучше, чем "для себя" - хотя бы потому, что там, "на мировом рынке", им придётся конкурировать "неизвестно с кем", и надо поднапрячься, чтобы всё было чики-пуки. Так и с экспансией: если уж несёшь другим "свои порядки", они должны быть хорошими. В смысле - "хорошо сделанными", "качественными", а не "гуманными" или "свободными". Но всё-таки - качественными. Иначе - сомнут конкуренты, которые того же хотят. Или местные взбунтуются. Нет, тут нужна "чёткая отлаженная система". Это дома можно "царствовать, лёжа на боку". А оккупант - он должен быть молодец, ага.
Другой стороной того же явления является успешное заимствование чужих хороших порядков. Крайний случай - римское усвоение греческой культуры: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила". Но это не обязательно. Войдя в Париж (на конях или на танках), всё же начинаешь "как-то присматриваться". Иногда с плохими последствиями (типа "чаадаевщины") - ну так надо было оставаться там на подольше.
Вполне возможно, что существует только один способ успешной европеизации России: долговременная оккупация Западной Европы.
Сейчас я не буду обсуждать техническую возможность и/или желательность этого. Речь идёт о решении задачи. Так вот, эта задача, похоже, имеет только одно решение. "Европейскость" можно получить только как трофей.
Европу, если кто помнит, Юпитер похитил, "иначе с ней нельзя". И даже если считать её Царствием Божием - так ведь оно "силой берётся", не иначе.
Интересно, что в Западной Европе это хорошо понимали - и никогда не давали русским надолго захватить хоть одну по-настоящему европейскую страну (а не второсортную "восточную европу"). Особенно хорошо это проявилось в WW2: как только дело касалось Настоящего (скажем, Австрии или хотя бы Греции) - тут союзнички упирались рогами. Даже от Берлина "откусили сколько могли" - только чтобы не дать русским достаточно вкусить нежной европейской плоти. И всё равно, вывезенного и усвоенного в "нашей части Германии" хватило на послевоенный подъём. Хватило бы и на большее, если бы не социализм, вообще очень плохо усваивающий инновации, связанные со всякой "культуркой". А то было бы совсем славненько.
В этом смысле российское европейничанье - это, разумеется, антимодернизационная сила. Наши "либералы-европейцы" нежно любят "Далёкую Прекрасную Даму", и не хотят, чтобы Россия стала Европой, потому что их любимой женщине "будет больно". Нет, пусть Европа сияет там, вдалеке, а они проследят, чтобы варвары не хватали её грязными лапами. "Будем любить её издали и поклоняться ей нежно", ведь она такая "чувствительная офелия".
А так было бы хорошо. Полвека оккупации Парижа - были бы у нас "вкусные круассаны". Полвека оккупации Германии - чистые сортиры и орднунг. А уж если добраться "до самого туманного Альбиона" - о-о-о...
Но увы. Похоже, "все шансы упущены".
)(